Вот уже 18 лет при Государственном академическом Малом театре России работает Мемориальная квартира Александра Сумбатова-Южина. Там проводят экскурсии, на которых рассказывают об актере, драматурге и бывшем директоре Малого, сумевшем в непростые годы Первой мировой и Гражданской войн отстоять театр и спасти его от закрытия после революции. Александр Иванович проработал в Малом театре с 1882 по 1927 год. На сцену выходил вплоть до 1926-го, до тех пор, пока позволяло здоровье.

Мемориальная квартира находится почти в самом центре — в Большом Палашевском переулке. Сумбатов-Южин поселился в доме 5 в 1892 году и прожил там до самой смерти в 1927-м.

В то время его имя было известно каждому москвичу: после кончины переулок переименовали в его честь — Южинский. Такое название он сохранял до 1994 года.

Комнаты, в которых жил артист, передали Малому театру только в 2001-м. Сегодня можно увидеть воссозданные мемориальный кабинет, гостиную, столовую, переделанную в выставочный и театральный зал, а также спальню, которой придали вид гримерной Сумбатова-Южина в театре.

Бюст Уильяма Шекспира

Кумиром для Александра Ивановича был Уильям Шекспир. От артиста Малого театра Ивана Самарина ему достался небольшой гипсовый бюст драматурга. А самому Самарину этот бюст преподнесли поклонники во время бенефиса, когда он играл в одной из комедий, написанной великим бардом.

Сумбатов-Южин сыграл в 16 спектаклях по Шекспиру: он перевоплощался в Гамлета, Яго, Отелло, Макбета, Ричарда III, Кориолана.

Кстати, Александр Иванович тоже писал пьесы. Его «Листья шелестят» и «Измена» играли не только в Москве (в разных театрах), но и в провинции. В своих произведениях он касался современных, актуальных тем — писал и о феминизме, и о новых, зарождающихся политических партиях, и о многом другом.

Бюст Александра Южина

Также в мемориальной квартире хранится бюст самого Александра Сумбатова-Южина скульптора Николая Андреева. Он же изготовил и знаменитый памятник Александру Островскому около Малого театра. Кстати, именно Сумбатов-Южин был одним из инициаторов его установки. Деньги собирали всем миром. К 1917 году скопилось 50 тысяч — по тем временам сумма вполне приличная. Однако дело затянулось, памятник у стен театра появился только в 1929-м, спустя два года после смерти Александра Ивановича.

Самого Сумбатова Николай Андреев изобразил в уже зрелом возрасте. Здесь Южин — директор Малого театра, человек, который руководит им в самые сложные исторические периоды.

Зеркало Елены Гоголевой

Александр Сумбатов-Южин привел актрису Елену Гоголеву в Малый театр в 1918 году. Ее первой работой стала роль Джессики в «Венецианском купце» по Шекспиру. Он считал эту артистку очень талантливой, его ожидания она оправдала.

Когда в начале 2000-х годов в театре начали собирать экспонаты для мемориальной квартиры, решили попросить и зеркало, которое когда-то принадлежало Гоголевой и находилось в ее квартире. Дело в том, что понятие дома для Сумбатова-Южина не ограничивалось понятием его собственного жилья, своим домом он считал весь Малый театр. Поэтому то, что зеркало актрисы находится здесь, объяснимо и уместно.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Эскизы костюмов

Среди особо ценных экспонатов эскизы костюмов к спектаклю «Измена» Александра Ивановича. Создал их известный театральный художник Константин Коровин. Сумбатов-Южин считал, что в Малом театре должны трудиться только лучшие из лучших.

Особая гордость мемориальной квартиры — эскиз костюма красавицы Зейнаб, которую играла актриса Мария Ермолова. Критики считали, что это была одна из лучших ее ролей.

Театральная афиша 1923 года

В музее сохранилась и подлинная афиша 1923 года — именно тогда праздновали 100-летие со дня рождения Александра Островского. На ней так и написано: «Неделя Островского». Постановки по пьесам этого драматурга шли не только в Малом театре на Театральной площади, но и в других местах города. Например, в здании бывшего кинотеатра на Таганской площади, где был филиал Малого театра. Сегодня там располагается Театр на Таганке.

Сумбатов-Южин понимал, что театр должен находить нового зрителя, что необходимо выходить на рабочие окраины. Именно ею и была в то время Таганская площадь.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Костюм Сумбатова-Южина

На почетном месте за стеклом хранится подлинный костюм Александра Ивановича, в котором он выходил на сцену в роли Ричарда III (1897). Это была одна из его лучших ролей шекспировского репертуара.

У него была своеобразная манера игры: многие критики отмечали, что она слишком романтично приподнятая. По их мнению, это подходило не ко всем героям. Однако об исполнении роли Ричарда III писали восхищенные отзывы. Например, известный критик Василий Флеров говорил о том, что Ричард — образ, сделанный от и до, потрясающе воздействующий на публику.

Актер Александр Ленский, который играл Ричарда до Сумбатова-Южина, искал в злобном персонаже положительные стороны, искал сцены, где он мог бы проявить свое обаяние. Ленский был убежден: злодей не может злодействовать каждую минуту своей жизни. Но Сумбатов-Южин был иного мнения: надо показать зрителю, что это абсолютно отрицательный герой. Во время одного из спектаклей Сумбатов-Южин вдруг прервал монолог Ричарда и начал смеяться отрывистым, каркающим смехом. У присутствующих в зале по коже побежали мурашки. Тот же Флеров писал: «На нас повеяло откровением со сцены». Он имел в виду, что именно так должен был смеяться Ричард.

Сумбатов-Южин не прекращал работу над образами и во время представлений.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Фотография Александра Сумбатова-Южина

Сумбатова-Южина засняли в его гримерке в Малом театре. Он здесь в роли виконта Болингброка из спектакля «Стакан воды» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1915). Постановка имела огромный успех у зрителей. Критики писали, что мимика и жестикуляция актера выше всяких похвал. А когда он произносил какую-либо фразу, то делал небольшую паузу, во время которой словно обдумывал сказанное, а потом или улыбался, или хмурился — это зависело от ситуации. Персонаж получился очень интересным. В газетах писали: образ, созданный Сумбатовым-Южиным, гораздо интереснее того, каким его представил в своей пьесе сам автор.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Убранство этой гримерной решили восстановить здесь, в квартире, то есть в комнате, которая когда-то была спальней Александра Ивановича.

А в настоящую его гримерку в театре можно попасть во время экскурсий. Сама комната сохранилась, но уже с другим интерьером.

”источник”

Avtor
ocheret07@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.